В этой статье будет рассмотрен один очень старый вопрос о том, как при полноцветной офсетной печати добиться красивого "глубокого" чёрного цвета.
Как обычно, обозначение цветов в CMYK (X, X, X, X) в процентах, и стараемся соблюдаем технологию.
CMYK (41, 31, 31, 100) - серый CMY + чёрный.
CMYK (50, 0, 0, 100) - для офсетной печати с низким растискиванием.
CMYK (30, 0, 0, 100) - для офсетной печати с высоким растискиванием.
Кто тесно сталкивался с офсетной печатью, замечали, что при печати чёрной плашки или крупных заголовков цветом (0, 0, 0, 100) они выглядят серыми или не достаточно чёрными. Если попросить печатника "сделать их почернее", то почернее станут и все фотографии. Значит, на этапе печати без нарушения технологии сделать чернее чёрный не получится.
И тут самое время вспомнить, что в нашем распоряжении есть ещё 3 краски: голубой, пурпурный и жёлтый.
Не секрет, что при офсетной печати подача краски регулируется печатником. Ключевой вопрос, как определить правильное количество краски. Субтрактивная палитра CMY позволяет получить чёрный цвет, смешав все три компонента. То есть, можно добиться таких условий, при которых градиент от (0,0,0,0) до (0,0,0,100) можно напечатать только красками CMY. Выделяют несколько важных контрольных точек на этом градиенте: 25% (света), 50% (полутона) и 75% (тени) чёрного.
Остановимся на полутонах. Логично предположить, что аналог (0,0,0,50) в CMY будет где-то рядом с (50,50,50,0). Так же логично, что отклонение по любой краске будет давать какой-либо оттенок. В процессе офсетной печати есть растискивание. Логично, что значения должны быть как минимум меньше на 2/3 от величины растискивания. Второе предположение то, что оптически более значимый цвет должен быть более насыщенным, чем остальные. То есть C должно быть больше, чем M и Y. А дальше анализ опыта других, эксперименты, пробы.
В итоге всей этой работы было достигнуто весьма хорошее соответствие K=50% при значении (41,31,31,0). Это подтверждено и практикой.
Используя примерно ту же методику и рассуждения, получают значения для светов и теней.
В основе любых офсетных (и не только) красок обычно используется состав, нейтральный по цвету, например, прозрачный, в который затем добавляется соответствующий пигмент. Так и в чёрную краску добавляется пигмент. И хоть считается, что чёрная краска кроющая, тем не менее, она прозрачная. Это и дает на бумаге ощущение серости при печати. Возникает желание добавить в чёрный еще чёрного. Рассмотрим несколько источников чёрного, плюсы и минусы каждого варианта.
Реализация.
Лист прогоняется через машину второй раз при отключенных CMY и немного прослабленном K.
Плюсы.
Минусы.
Реализация.
В процессе цветокоррекции макета в нужных местах (0,0,0,100) меняется на (41,31,31,100).
Плюсы.
Минусы.
Я бы сказал, что это старый дедовский метод, успешно используемый на любом печатном оборудовании. Голубой цвет наиболее близок к черному по плотности.
Реализация.
Цвет (0,0,0,100) меняется на любой цвет от (30,0,0,100) до (60,0,0,100) в зависимости от растискивания.
Плюсы.
Минусы.
Казалось бы, что ничего не мешает добавить в краску более простые композиции CMY. Например, (50,50,50,0). Однозначно - нет! Любые композиции с преобладанием M и Y дают "грязный" чёрный от морковного до коричневого оттенков, которые никак нельзя назвать "глубоким" чёрным.
Как видите, сложная на первый взгляд проблема имеет весьма простое решение, которое дает хороший результат и сведет на минимум вероятность испортить тираж на стадии печати.
Какое решение принять, часто зависит от ситуации.