Дизайн в полиграфии

Здесь буду собирать "советы бывалых" для дизайнеров. Так как большинство времени я занимался офсетной печатью, то и опыта здесь больше. Этот материал не претендует на руководство, это не критика всего сообщества дизайнеров. Единственная цель, которую я преследую, это не дать возможности типографии убить тираж.

 

О рамочках и полосках

Старайтесь избегать узких цветных полос или тонких рамок по краю листа. Вероятность подрезать тираж строго параллельно им равна нулю. От этого макет точно будет выглядеть не оучшим образом.

В чем сдавать макет

PDF. Разберитесь с этим универсальным форматом. Это гораздо быстрее, чем подготовка и сбор всех материалов.

А в чем его готовить

Дизайнер, который использует только фотошоп и в нем же собирает макеты... А вы не пробовали забить гвоздь лампочкой?

К чему это я? Каждый инструмент имеет свое назначение. Растровую часть нужно готовить в растровом редакторе.То, что можно сделать в векторах - в векторном. Верстку многостраничных изданий лучше делать в программе, предназначенной для этого.

Заметьте, я перечислял ПО от простого к сложному: растр, вектор, публикация. Встраивать части изображения лучше в той же иерархии: растр в вектор, вектор и растр в публикацию. Но не наоборот.

Если в макете есть мелкий текст или графические элементы, выворотки (светлые элементы на темном фоне), то выбираем однозначно вектор.

Форматы файлов, которые не рекомендуется использовать в качестве готового макета

  • Макеты, сделанные в программах пакета Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Publisher). Это офисные приложения, поэтому пусть они останутся для офисов.
  • Растровые макеты в форматах .GIF, .BMP, .PICT, .JPG и некоторые другие. Часть из них не поддерживает CMYK-формат, часть - сжимает изображение за счет потери качества.
  • Векторные макеты в форматах .WMF, .EMF, .SVG. Не поддерживают CMYK-формат.
  • Векторные макеты и публикации, в которых присутствуют изображения, помещенные через «буфер обмена», и OLE-объекты. Эта рекомендация пришла из прошлого. Сейчас этот механизм работает более устойчиво, но не надежно.

Цвет

Не оставляйте в макете объекты, отличные от цветового пространства CMYK или RGB. Дополнительные краски определяйте только по каталогам PANTONE Coated для мелованной и по PANTONE Uncoated для немелованной бумаги. Мы же о полиграфии говорим?

Следите за суммарной плотностью красок (C+M+Y+K). Допустимые значения для мелованной бумаги — 300, для немелованной — 280.

Но помните, что заполнение цветом менее 3% не воспроизводится, менее 5% не гарантируется.

«Составной черный» («Глубокий черный») рекомендуется делать со следующим соотношением: CMYK 60-50-50-100.

О публикациях, размерах и припусках

Размер страницы публикации  должен соответствовать обрезному формату изделия.

Вылеты за обрез делайте такие:

  • для листовой продукции (буклеты, листовки, плакаты) - 2 мм;
  • для листовой продукции на тяжелых видах бумаг, картонах, а также работах под вырубку и конгрев - 5 мм;
  • для карманных календариков с круглением - 3 мм;
  • для журнальной продукции и брошюр вылет по стороне противоположной корешку не менее 5 мм, сверху - снизу - 5 мм, в корешке - 0 мм.

Влёты. Значимые элементы не располагайте ближе 3 мм от линии реза для листовой продукции и 5 мм - для журнальной продукции.

Следите за чистотой макета. Сборка не должна содержать никаких лишних файлов. В файле верстки удалите все лишние объекты (например, изображения на монтажном столе, невидимые объекты и слои). Лишние элементы всегда вызывают вопросы, а при их удалении можно снести еще чего-нибудь.

Шрифты

Обзаведитесь менеджером шрифтов, который позволит легко просматривать и подключать и отключать шрифты практически налету.

Определите минимальный набор постоянно используемых шрифтов. В качестве такого набора можно использовать коллекцию от компании Google.

Прежде чем добавить шрифт в часто используемые, убедитесь в том, что он полностью работоспособен: корректно отображается во всех программах, нет битых символов, хорошо прописаны кернинговые пары.

Не рекомендуется использовать в верстке системные шрифты (шрифты, которые устанавливаются в систему при инсталляции Windows или MacOS).

Минимальный размер шрифта

  • Для рубленных гарнитур — 6 pt (CMYK), 4 pt (монохромный цвет)
  • Для засеченных гарнитур — 7 pt (CMYK), 5 pt (монохромный цвет)
  • Выворотка для рубленых гарнитур — 8 pt (CMYK), 6 pt (монохромный цвет)
  • Выворотка для засеченных гарнитур — 9 pt (CMYK), 8 pt (монохромный цвет)

Общие рекомендации разработчикам макетов, дизайнерам

Этот раздел не является руководством к действию. Здесь описаны общие рекомендации, которые помогут сократить время на выполнение заказа, а соответственно средства Заказчика.

  • Перед созданием публикации с усложненными требованиями (журнальная продукция, изделия со сложной высечкой, вырубкой и т. д.) проконсультируйтесь с отделом допечатной подготовки типографии по вопросам соблюдения особых технических условий.
  • Корректорская вычитка текста не входит в стоимость производства полиграфической продукции. Необходимость этой работы и её стоимость оговаривается заранее. Готовый к печати макет этой работы не предполагает. Исправление ошибок и внесение изменений в готовый макет вносятся при наличии технической возможности и по согласованию с заказчиком.
  • Растровую графику обрабатывайте в программе Adobe Photoshop, а векторную и текст — в выбранном издательском пакете. Старайтесь меньше делать экспорт файлов между графическими пакетами. Не используйте в публикации растровую графику в форматах JPEG, GIF, BMP. Также ни в коем случае не используйте файлы в формате Windows Metafile (WMF) или Enhanced Metafile (EMF). Эти файлы: а) обычно не вполне корректны; б) содержат в себе цвета только в формате RGB. 
  • Допустимая величина разрешения точечных изображений (bitmap) от 600 dpi до 2540 dpi, для полутоновых изображений допустимое разрешение от 225 dpi до 300 dpi. Использование изображений с низким разрешением (менее 225 dpi для полутоновых и менее 600 dpi для точечных) приведет к тому, что на них будет видна пиксельная структура и линии будут зубчатыми. При наличии изображений с чрезмерно высоким разрешением специалисты типографии понижают разрешение до 1200 и 300 dpi соответственно.
  • Разрешение растрового изображения при его размере 1:1 должно лежать в пределах 225-300 dpi. В общем случае разрешение может быть расчитано умножением линеатуры растра на 1,5. В редких случаях (например, изображение картины с множеством мелких деталей) этот коэффициент может быть увеличен до 2. Разрешение свыше 400 dpi никак не влияет на качество, приводя лишь к увеличению временных затрат и ресурсов носителей.
  • Следует избегать передачи штриховых изображений (логотипы, рисованные знаки, схемы, диаграммы и т. д.) в растровом формате. Для получения максимального качества такие изображения следует переводить в векторные форматы.
  • Отсканированный логотип неизбежно будет выглядеть хуже отрисованного, а логотип, взятый с Web-сайта соответствующей фирмы (GIF 72 dpi) вообще приведет к получению отпечатка недопустимо низкого качества.
  • Рекомендуется оставлять векторные элементы публикации векторными, не переводя их в растр.
  • Многополосные публикации следует выполнять в программах, поддерживающих многополосные документы. Страницы в файле должны следовать в том же порядке, что и в готовом издании. Если в издании планируются пустые страницы, то и в файле они должны присутствовать. Одна страница в файле должна соответствовать одной странице в издании, не нужно выполнять спуск полос -  специалисты сделают это сами. Размер страницы в программах вёрстки должен быть равен обрезному формату издания.
  • Не допускаются многостраничные публикации, сверстанные «видимыми» (не полиграфическими) разворотами. Для таких макетов потребуется переверстка.
  • Минимальный воспроизводимый процент растра на оттиске – 3 %.
  • Не рекомендуется создавать градиентную заливку, уходящую в абсолютно белый цвет (0%). Оставьте хотя бы 3% во избежание резкого скачка с 3% до 0%, т.к. растровая точка менее двух процентов не воспроизводится.
  • Оборот макета рассматривается по «книжному правилу»: переворот вокруг вертикальной оси, справа налево.
  • Нет необходимости ставить обрезные метки, приводные кресты и прочие подобные вещи – они только осложняют обработку макета, т. к. удалять их приходится в «ручном» режиме.
  • Минимальная толщина одноканальной линии - 0,09 мм (0,25 pt). Минимальная толщина линии, окрашенной более чем в одну краску - 0,18 мм (0,5 pt). Минимальная толщина белой линии (выворотки) - 0,36 мм (1 pt).
  • Не рекомендуется также размещать текстовые блоки с использованием кегля для текста размером менее 6 пунктов с использованием в печати двух или более красок. Те же элементы не рекомендуется печатать "вывороткой", т. е. белым цветом на составном цветном фоне. В противном случае малейшее несовмещение печатных форм станет заметно невооруженным глазом, что сильно испортит впечатление от Вашего макета.
  • Для оценки тиражного цвета используйте каталоги образцовых оттисков триадных цветов PANTONE Process.
  • При использовании какой либо краски для обозначения контура вырубки, лака и других видов отделки и послепечатной обработки, сообщите об этом особо.
  • Элементы черного цвета (CMYK-0/0/0/100), расположенные на однородном фоне, должны иметь атрибут «overprint», т.е. наложение. Элементам черного цвета, расположенным на неоднородном фоне, а также элементам, имеющим составной цвет с вычетом одного из CMYK и имеющим значение «Black» от 97% до 100%, а также имеющим критичность к воспроизведению цвета, необходимо назначать цвет CMYK-x/x/x/100, где х – значение от 1 до 100. Векторному объекту, окрашенному в цвет CMYK-X/X/X/100, где X – значение от 0 до 100, будет автоматически назначено значение «Overprint».
  • Пример: объект лежит на цветовом фоне и окрашен в цвет 1/0/1/100, ему назначается «Overprint».После выполнения этой операции на фоне под объектом остается однопроцентная выворотка под C и Y.M и B печатается поверх фона.