Требования типографий
к макетам

Все требования можно описать парой фраз: разрешение растровой графики 275 dpi, припуски под обрез не менее 2 мм.

Остальные требования чаще всего написаны для людей, которые имеют смутное представление о технологических процессах с учетом особенностей работы длпечатного отдела.

Давайте разберем, почему типографии вводят те или иные ограничения.

В любом случае, если дизайнер уверен в своем макете, а типография не хочет его брать в работу, то кто-то из них не прав.

Обязательные требования

Любые требования типографий к макетам нужно рассматривать как рекомендации. Несоблюдение этих требований, вероятнее всего, повлечет брак при печати, но не всегда.

Типография может принять в работу любые макеты и материалы, не соответствующие им, но с оговоркой, что ответственность за качество выполнения работ и возникший брак по причине этих несоответствий несет Заказчик (или разработчик).

Специалисты допечатки могут предложить исправить несоответствия, если это позволяют материалы. Чаще всего сроки и стоимость этих работ зависят от сложности исправлений и занятости персонала.

О версиях файлов и шрифтах

Чаще всего эти ограничения связаны с версиями ПО, используемого в типографии. Не все типографии могут позволить себе покупать последние обновления версий. Во-первых, это достаточно дорогое ПО, во-вторых, переход на новую версию может занять не один день.

Часто можно встретить требование: шрифты перевести в кривые. Условно, шрифт - это такая же программа, которая при использовании использует ресурсы компьютера. На данный момент существуют десятки тысяч шрифтов. Никто не в состоянии работать с таким количеством одновременно, и никто не хочет тратить время на поиски отсутствующих начертаний ради одного небольшого заказа. Поэтому требование типографий по отношению к шрифтам, вполне очевидны и обоснованы.

В чем принимают макет

Готовым к печати макеты с точки зрения типографий считается макет, который не требует дополнительной обработки и редактирования перед процессом печати. Перечислю основные форматы, которые принимают в типографиях в качестве готового макета.

Векторные форматы

  • Adobe Illustrator (.eps, .ai)
  • Corel Draw (.cdr)
  • Adobe Acrobat (.pdf)

Формат PDF универсален, если понимать его суть. Типографиям любого уровня стоит максимально использовать его возможности как в качестве исходных материалов, так и во внутренних процессах. Срочные работы со сроками сдачи «Сегодня», «Завтра», «Вчера» можно гораздо быстрее сделать при использовании PDF-файлов.

Сдавайте PDF только в том случае, если Вы на 100% уверены, что Вы можете его записать корректно.

Растровые форматы

  • Adobe Photoshop (.psd, .tif)

Публикации (многостраничные издания)

  • Adobe InDesign (.indd)
  • QuarkXPress (.qxd)
  • Adobe Acrobat (.pdf, многостраничные файлы, без спусков).

Форматы файлов, которые не рекомендуется использовать в качестве готового макета

  • Макеты, сделанные в программах пакета Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Publisher) как правило, не подходят для высококачественной печати и не являются готовыми макетами. В этом случае можем по согласованию с Заказчиком оказать ему помощь по конвертации этих документов в формат PDF для корректного вывода. Печать из данных приложений производится на страх и риск Заказчика.
  • Растровые макеты в форматах .GIF, .BMP, .PICT, .JPG.
  • Векторные макеты в форматах .WMF, .EMF, .SVG
  • Векторные макеты и публикации, в которых присутствуют изображения, помещенные через «буфер обмена», и OLE-объекты.
  • Форматы .PSD и .TIFF (с включенными слоями) со смарт-объектами и текстовыми слоями не является векторным макетом.

Вектор или растр?

Если есть выбор, как сдавать макет в типографию, то ответ очевиден. Вектор. Некторорые макеты просто нельзя напечатать из растровых форматов (шрифты 6 pt или тонкие линии, например).

Требования к растровым изображениям (макетам)

Общие требования

  • Масштаб растровых файлов – 1:1

Проверьте разрешение и размер файла в настройках. При сдаче в типографию или при использовании в верстке не нужно его делать на все случаи жизни. Если нужна листовка А6, то не следует делать изображение под плакат А1.

  • Все растровые изображения должны быть предоставлены в следующих цветовых моделях: RGB, CMYK, Grayscale, Bitmap. Недопустимо использование изображений в цветовом пространстве Lab и т.п. Черно-белые изображения должны быть подготовлены как Grayscale. Штриховые изображения – как Bitmap и иметь разрешение 1200 dpi.

Формат RGB очень часто не хотят принимать в работу. Ссылаются на то, что он не цветоделенный и т.д. и т.п. Здесь я не могу согласиться с типографиями. Нужно четко разделять цветоделение и цветокоррекцию. Цветокоррекция - это исправление неправильных цветов в изображении. Цветоделение - перевод из одного цветового пространства в другое с использованием профиля, процесс сейчас абсолютно не требующий ни квалификации, ни затрат при настроенном цветовом профиле. Если препресс-бюро типографии боится это делать, значит в типографии проблемы с воспроизведением цвета. Типография должна это уметь делать "на раз".

  • Достаточное разрешение для макета в растровых форматах является 300 dpi. Для штриховых изображений разрешение 600-1200 dpi.

Достаточным разрешением является значение линиатуры вывода (lpi), умноженное на 1,5. Можно увеличить этот коэффициент до 2. Стандартная линиатура печати 175 lpi для листовой печати и 150 lpi для ролевой. Разрешение выше удвоенной линиатуры растра не оказывает влияние на качество изображения на печати, но заметно замедляет процесс подготовки публикаций для печати. Растровые изображения, имеющие разрешения выше удвоенной линиатуры (выше 350 dpi), можно смело уменьшать до необходимого разрешения.

  • Не допустимо использование растрированного текста менее 10 пунктов для рубленых шрифтов, и менее 14 пунктов для шрифтов с засечками и акцидентных шрифтов. Для выворотки по 2 и более краскам эти значения увеличивается на 2 пункта.

Если в вашем макете есть такие тексты, сделайте окончательную верстку в векторном редакторе.

  • При использовании JPEG-сжатия растровых изображений учитывайте, что сжатие достигается за счет потери качества изображения.

Сохраняйте файлы либо совсем без сжатия, либо используйте алгоритмы LZW или ZIP. Они не понижают качества изображения.

  • Сохраняйте файлы TIFF и PSD без слоёв (единственный слой Background), без альфа-каналов, без скрытых слоев.

Минимизируйте возможность ошибки при подготовке к печати.

  • Все текстовые слои должны быть отрастрированы.

Требования к векторным изображениям (макетам)

Общие требования

  • Требования к внедренной растровой графике описаны выше.
  • Тексты в кривых.
  • Цветовая модель CMYK для всех объектов.

Это требование может показаться жестким на первый взгляд. Тем не менее, его лучше выполнить. Если иллюстрация сложная с множественным взаимодействием объектов между собой (маски, прозрачности, фильтры и т.п.), то при переводе в пространство CMYK, могут возникнуть нежелательные эффекты, которые очень трудно отследить.

  • Растровые изображения в масштабе 1:1 откадрированы и отмасштабированы в растровом редакторе.
  • Растровые эффекты (прозрачности, тени и др.) должны быть растрированы с разрешением 300 dpi.

Это требование тоже связано с возможностью возникновения нежелательных эффектов при растрировании. Им можно пренебречь, если вы полностью уверены, что в типографии не будет с этим проблем.

  • Overprint у всех объектов должен быть снят, если это не является дизайнерским замыслом.

Если вы не знаете что это, не используйте, и держите всегда включенным его отображение. Отследить сложно, частый источник ошибок.

  • CorelDRAW. Не рекомендуется использование эффектов Lens, растровых заливок и паттернов.

Не знаю почему, но эти эффекты чаще печатаются с ошибками.

  • Макет размещен на странице, соответствующей по размеру издания. Каждая полоса размещена на отдельной странице.

Приходит очень много таких макетов, но ни один дизайнер не дал вразумительного ответа, зачем он так делает. Зато полное недоумение в допечатке, почему макет пустой.

Цвет - Общие требования

В этом разделе требования носят рекомендательный характер, которые направлены на уменьшение вероятности ошибки.

Внимание! Цвет на мониторе и при печати на бумаге может очень сильно различаться. Это зависит от калибровки монитора, от условий и сроков его эксплуатации, установки яркости и контрастности и т.д.

Даже откалиброванный монитор излучает свет, тогда как бумага свет частично поглощает, частично отражает. Соответственно, невозможно добиться совершенно одинаковой цветопередачи на мониторе и в печати.
Поэтому, если цвет принципиален, то рекомендуется делать цветопробу на тиражной бумаге или делать аналоговую цветопробу при офсетной печати.

Требования к цветам, используемым в публикации

  • Макет не должен содержать объектов, отличных от цветового пространства CMYK или RGB. Дополнительные краски должны быть заданы по PANTONE Coated для мелованной и по PANTONE Uncoated для немелованной бумаги, причем их цвета должны быть заданы в палитрах PANTONE C, U, M. 
  • Присутствие дополнительных красок Pantone в публикации обосновано только при печати этих красок.
  • Если в публикации присутствуют дополнительные краски (например, Pantone), которые не будут использоваться при печати, они должны быть переведены в CMYK. В CMYK цвет будет отличаться от оригинального Pantone (и от его экранного представления). Если цвет важен, заказывайте пробную печать.
  • Суммарная плотность красок (C+M+Y+K). Допустимые значения для мелованной бумаги — 300, для немелованной — 280.
  • Заполнение цветом менее 3% не воспроизводится, менее 5% не гарантируется.

Последние два ограничения обусловлены физико-химическими свойствами красок и взаимодействием их с бумагой.

Оверпринты в макете

Оверпринты, заложенные в макете, очень чложно отследить, и соответственно, проверить. Типографии чаще всего печатают только с использованием оверпринта черного. Все остальные оверпринты просто игнорируются. Ответственность за исполнение режима Overprint полностью возлагается на Заказчика (или разработчика).

Если Вы заложили оверпринты на объекты в макете и хотите, чтобы они были отработаны, то сообщите об этом при сдаче макета в типографию.

Черный цвет

  • При обработке файлов, печатаемых только триадными (CMYK) красками, линиям и тексту, покрашенным 100%K, устанавливается атрибут Overprint (выворотка не образуется).
  • «Составной черный» («Глубокий черный») рекомендуется делать со следующим соотношением: CMYK 60-50-50-100. Лучше уточнить в типографии.
  • Использование в макете цвета Registration не допускается.
  • Для оттенков серого цвета рекомендуется использовать цвета в виде CMYK 0-0-0-X.

Цветовые профили

  • Если вы не уверены в правильности выбранных цветовых профилей, не используйте их вообще.
  • Если Вы не встроите профиль (и удалите уже встроенный профиль) в CMYK-файле - Вы не ошибётесь. Встроенные icc-профили в файлы заказчиков типографии чаще всего игнорируют! При этом на печать идут непосредственно значения процентов красок.

Требования к публикации, размеры, припуски

Общие требования

В этом разделе требования носят рекомендательный характер, которые направлены на уменьшение вероятности ошибки. Для большинства типографий эти требования достаточны и приелемы.

Размер страницы публикации (визитная карточка, этикетка, листовка, буклет и т.п.) обязательно должен соответствовать обрезному формату изделия.

Размеры страницы должны быть кратны миллиметру.

Вылеты за обрез должны быть не менее:

  • для листовой продукции (буклеты, листовки, плакаты) - 2 мм;
  • для листовой продукции на тяжелых видах бумаг, картонах, а также работах под вырубку и конгрев - 5 мм;
  • для карманных календариков с круглением - 3 мм;
  • для журнальной продукции и брошюр вылет по стороне противоположной корешку не менее 5 мм, сверху - снизу - 5 мм, в корешке - 0 мм.

Рекомендуется определять вылеты одним из следующих методов, если иное не определено в требованиях типографии:

  • в Adobe Illustrator, Adobe InDesign – параметром «Припуски под обрез»;
  • в CorelDRAW –  размер страницы увеличен на соответствующую величину, линии реза обозначены направляющими, все остальные направляющие удалены; либо размер страницы соответствует обрезному, припуски под обрез размечены направляющими. Выбранный вариант указывается в сопроводительной записке.
  • в растровых форматах – размер файла увеличен на соответствующую величину, размер припусков указан в сопроводительной записке;
  • в PDF – размер страницы увеличен на соответствующую величину, размер припусков указан в сопроводительной записке.

Влёты. Значимые элементы (текст, логотипы, мелкие элементы и т.п.) должны располагаться на расстоянии не менее 3 мм от линии реза для листовой продукции и 5 мм - для журнальной продукции.

Если публикация содержит несколько однотипных объектов с одинаковыми размерами (например, визитные карточки, этикетки), разместите каждый объект на отдельной странице.

Сборка не должна содержать никаких лишних файлов (в том числе промежуточных результатов работы).

В файле верстки удалите все лишние объекты (например, изображения на монтажном столе, невидимые объекты и слои).

Верстка не должна содержать нестандартных расширений (Xtensions), в типографии может не быть этого расширения.

В верстке оставьте только те цвета, которые используются при печати. Все остальные цвета удалите из публикации.

Не рекомендуется использование функций All Caps и Small Caps.

Не допускается помещение элементов в верстку через ClipBoard или с помощью команды Insert Object.

Должны быть выполнены требования к графическим изображениям, описанные в соответствующих разделах.

Требования к материалам публикации.

Если вы решили передать верстку публикации, необходимо выбрать один из вариантов:

1. Предпочтительно. Все связи с внешними изображениями остаются в виде связанных файлов. Передаются:

  • все необходимые шрифты;
  • все связанные файлы, собранные в один отдельный каталог (названия файлов должны быть уникальными);
  • PDF для просмотра (не является оригинал-макетом).

2. Все связи внедрены в публикацию. Передаются:

  • все необходимые шрифты;
  • PDF для просмотра (не является оригинал-макетом).

Шрифты - Общие рекомендации

  • Если Вы предоставляете материалы в виде файлов верстки, вне зависимости от программного продукта, в котором она была выполнена, Вы должны предоставить все шрифты, использующиеся в верстке.
  • Принимаются следующие типы шрифтов: Adobe Type 1 (PostScript) – PC, TrueType – PC, OpenType – PC (Windows 2000/XP/Vista/7);

ВНИМАНИЕ! Шрифты TrueType в кодировке Windows 95/98 при открытии или выводе публикации из-под Windows 2000/XP/Vista/7 выводятся не всегда правильно. Под Windows 2000/XP/Vista/7 используйте шрифты форматов OpenType и Adobe Type 1 (PostScript).

  • Передаваемые шрифты должны содержать все гарнитуры и все начертания для каждой из гарнитур, используемых в верстке.
  • Не допускается использование несуществующих начертаний.
  • Шрифты в формате TrueType и OpenType для PC предоставляются в виде отдельных файлов для каждого начертания (расширение *.ttf и *.otf).
  • При использовании шрифтов в формате Type 1 необходимо копировать все файлы, относящиеся к шрифту (их четыре - *.pfb, *.pfm, *.afm, *.inf).
  • При отправке в типографию верстки проверить все файлы векторных иллюстраций, размещенные в публикации. Все шрифты в них должны быть переведены обязательно в кривые.
  • Если Вы предоставляете материалы в формате Adobe PhotoShop (*.psd) или TIFF, в которых есть текстовые слои, их необходимо «свести». При этом шрифты растрируются. Требования к размеру текста смотрите в соответствующем разделе.
  • Состав чёрного цвета для шрифтов должен быть CMYK 0-0-0-100.
  • Текст вдоль кривой или со спецэффектами должен быть переведен в кривые.
  • Не рекомендуется использовать в верстке системные шрифты (шрифты, которые устанавливаются в систему при инсталляции Windows или MacOS).

Минимальный размер шрифта

  • Для рубленных гарнитур — 6 pt (CMYK), 4 pt (монохромный цвет)
  • Для засеченных гарнитур — 7 pt (CMYK), 5 pt (монохромный цвет)
  • Выворотка для рубленых гарнитур — 8 pt (CMYK), 6 pt (монохромный цвет)
  • Выворотка для засеченных гарнитур — 9 pt (CMYK), 8 pt (монохромный цвет)

Исполнитель не может нести ответственность

  • За некомплектность шрифтов (отсутствие PostScript’овских частей шрифта).
  • За наличие «битых» файлов (верстки и иллюстраций).
  • За вывод лишних пленок и форм, в случае присутствия в верстке неделенных цветов.
  • За цветопередачу, заложенную в рабочих файлах при цветоделении, при отсутствии цветопробы.
  • За качество растрированного текстового содержимого в предоставленном заказчиком файле формата TIFF.
  • За появление различных артефактов на готовом печатном оттиске от использования заказчиком в файлах верстки вложенных PSD файлов и эффектов прозрачности.
  • За качество предоставленных растровых элементов (сумма красок превышает 300%, низкое выходное разрешение).

Общие рекомендации разработчикам макетов, дизайнерам

Перед тем, как приступить к работе над макетом, настотельно рекомендую прочитать эту статью.